Устройство шины
Рис." Конструктивные элементы и основные размеры шин": 1 – каркас;2 – брекер; 3 – протектор; 4 – боковина; 5 – борт; 6 – бортовое кольцо; 7 – наполнительный шнур.
D – наружный диаметр; H – высота профиля шины; B – ширина профиля шины; d – посадочный диаметр обода колеса (шины)
В каждой шине можно выделить следующие основные элементы.
Каркас (1) - главный силовой элемент шины (покрышки), который придает ей прочность и гибкость. Представляет собой один или несколько слоев обрезиненного корда.
Брекер (2) - подушечный слой (пояс), представляющий собой резинотканевую или металлокордную прослойку по всей окружности покрышки между каркасом и протектором. Брекер состоит из двух и более слоев обрезиненного корда и является довольно «ответственным» элементом радиальной шины, серьезно влияющим на многие эксплуатационные качества шины.
Протектор (3) - «беговая» часть шины (покрышки), непосредственно контактирующая с дорогой. Представляет собой толстый слой специальной износостойкой резины, состоящий из сплошной полосы (закрывающей брекер) и наружной рельефной части, которая собственно и называется протектором. Рисунок рельефной части определяет приспособленность шины для работы в различных дорожных условиях.
Боковина (4) - тонкий эластичный слой резины толщиной 1,5- 3,0 мм на боковых стенках каркаса. Защищает каркас от механических повреждений, проникновения влаги и служит для нанесения наружной маркировки шины.
Борт (5) - жесткая посадочная часть покрышки, необходимая для фиксации шины на ободе колеса. Состоит из слоя корда, завернутого вокруг проволочного кольца (6), и твердого наполнительного резинового шнура (7). Борта придают шине нерастягивающуюся конструкцию и необходимую структурную жесткость при номинальном внутреннем давлении воздуха.
Наружный диаметр шины D – диаметр окружности накачанной пневматической шины в сечении центральной (продольной) плоскостью вращения колеса при отсутствии контакта шины с опорной поверхностью.
Посадочный диаметр шины d – диаметр окружности, являющейся линией пересечения поверхности основания борта шины с его наружной поверхностью.
Высота профиля шины Н – половина разницы между наружным диаметром и посадочным диаметром шины.
Ширина профиля шины В – линейное расстояние между наружными сторонами боковин накачанной шины, исключая выступы, образованные надписями, обозначениями маркировки, декоративными украшениями, швами, защитными поясками и т.д.
Отношение высоты профиля к ширине профиля (отношение Н/В, выраженное в %) характеризует серию шин по профилю поперечного сечения.
Маркировка шин
Диагональные и радиальные шины различаются не только устройством, но и маркировкой.
Например, диагональная шина имеет обозначение 6,15-13/155-13, где:
6,15 - условная ширина профиля шины (В) в дюймах;
13 - посадочный диаметр (d) шины (и колеса) в дюймах;
155 - условная ширина профиля шины в мм.
Дробь перед числом 155 разделяет дюймовое обозначение шины от миллиметрового. Вместо числа 13 во втором случае может быть и миллиметровое обозначение посадочного диаметра (330).
Радиальная шина имеет единое смешанное миллиметрово-дюймовое обозначение. Например, маркировка 165/70R13 78S Steel Radial Tubeless означает:
165 - условная ширина профиля шины (В) в мм;
70 - отношение высоты профиля шины (Н) к ее ширине (В), %;
"R" - обозначение радиальной шины;
13 - посадочный диаметр в дюймах;
78 - условный индекс грузоподъемности шины (см. табл. 3);
S - скоростной индекс шины (максимально допустимая скорость движения автомобиля) в км/ч;
"Steel Radial" - радиальная шина с металлическим кордом;
"Tubeless" или "TL" - бескамерное исполнение шины.
Следует иметь в виду, что ширина профиля (В) связана с шириной обода колеса (б) соотношением 6=0,70... 0,75 В, т.е. чем шире шина, тем требуется и более широкое колесо. Например, в случае В=165 мм необходимая ширина обода "б" составляет 115- 124 мм или 4,52-4,90 дюйма. Требуемый типоразмер колеса - 41/2 или 5 дюймов . Слишком узкое колесо (например, в 4 дюйма ) ухудшает устойчивость (управляемость) автомобиля, а слишком широкое колесо (например, в 5 1/2 дюйма) ухудшает эластичность шины и отрицательно влияет на ее долговечность.
Соотношение Н/В оказывает значительное влияние на эксплуатационные качества шины. Например, широкопрофильные или сверхнизкопрофильные шины (Н/В=0,60 и менее) улучшают сцепление с дорогой, характеристики управляемости автомобиля и выполнены более жесткими, чем обычные шины с Н/В=0,80...0,82. Современные радиальные шины имеют соотношение Н/В в пределах 0,82...0,30, причем в случае Н/В=0,82 это число не входит в обозначение шины (например, 165R13). Начиная с Н/В=0,80 и ниже (через каждые 0,05) индекс «80», «75», «70» и так до «30» уже входит в обозначение шины.
Для повседневной езды по отечественным дорогам целесообразно ограничиться соотношением Н/В не ниже 0,65. Современные скоростные сверхнизкопрофильные шины с Н/В=0,30...0,60 пригодны только для движения по гладким шоссейным дорогам с хорошим качеством покрытия, которых в нашей стране (за исключением отдельных участков ряда магистралей) слишком мало.
Перед буквенным обозначением скоростного индекса ставиться цифровой индекс допустимой нагрузки или индекс грузоподъемности. Это условный параметр и его реальное значение определяется из соответствующей таблицы. Некоторые модели предусматривают разную нагрузку на шины, установленные на передних и задних осях.
Кроме стандартных обозначений, на боковину покрышки наносят и дополнительную информацию.